оптовые поставки материалов для ремонта сетей водоснабжения по низким ценам

Что лучше - чугунная задвижка или стальная

chto-luchshe-chugunnaya-zadvizhka-ili-stalnaya

Практически все трубопроводы оснащаются специальными деталями, позволяющими частично или полностью перекрывать движение рабочей среды. Это могут быть краны, различные вентили.

Востребованным типом запорной арматуры считается задвижка, детали и корпус которой изготовлен из стали или чугуна. Эти металлы обладают своими физико-техническими свойствами. Они применяются в разных сферах. Поэтому многие интересуются, какие задвижки (стальные или чугунные) используются в тех или иных случаях, и какие из них лучше.

Чугунные задвижка

Такие модели устанавливаются в сетях, функционирующих в условиях низких динамических нагрузках, невысоких температур. Они эффективно перекрывают среднеагрессивную и неагрессивную среду, передвигающуюся по трубам.

Изделия оборудуют на магистралях, которые подают горячую или холодную воду, канализациях, теплосетях. Чтобы защитить детали внутреннего механизма, производители покрывают корпус специальным антикоррозийным слоем на основе эпоксидных составляющих.

Запорная арматура может изготавливаться из таких разновидностей чугуна:

  • Серого (СЧ). Получают из смеси железа, углерода. В состав добавлены волокнистые включения графита. Сплав обладает высокими литейными качествами.

  • Ковкого (КЧ). Состав устойчив к растрескиванию, которое появляется вследствие химических реакций. Он достаточно мягкий, хрупкий, пластичный.

  • Высокопрочного (ВЧ). Отличается хорошей стойкостью к износу. Для металла характерны высокие механические свойства. В сплаве есть графитовые компоненты, имеющие форму сферы.

  • Белого. Сплав является основой для производства КЧ.

Корпус получают с помощью литьевого метода. Благодаря ему, текстура стенок становится матовой. Чугунную арматуру нельзя соединять с помощью сварки. Материал не поддаётся влиянию автогенов. Устанавливается путём применения фланцев. Между ними монтируется прокладка. Она улучшает показатель прижимной силы, предотвращает протечки содержимого трубопровода в местах крепления арматуры. В некоторых случаях, применяется муфтовый способ крепления.

Из-за хрупкости материла, сокращается область применения подобных систем, накладывая определённые ограничения. Задвижки из чугуна подходят для трубопроводных сетей, где рабочее давление не превышает 16 кгс/см2, что равно 1,6 МПа. Транспортируемые вещества могут иметь температуру до +225°С. Оптимальный показатель условного диаметра труб – от 5 до 40 см.

Преимущества чугунных задвижек

Специфика механизма состоит в том, что запорная деталь принимает только одно из двух положений – открытое или закрытое. Он не подходит для плавной регулировки скорости и объёма вещества, содержащегося в трубах. Обладает такими преимуществами:

  1. Можно эксплуатировать в разнообразных условиях.

  2. Незначительное гидравлическое сопротивление. 

  3. Простая конструкция. 

  4. Небольшая длина.

  5. Хороший показатель прочности. 

  6. Износостойкость.

  7. Допустимо использовать для прогона веществ с низкими температурами.

Чугун является исходным сырьём для производства задвижек разной модификации: клиновых, параллельных, шиберных. Популярной считается ковкая и высокопрочная марка сплава.

Недостатки чугунных задвижек

У модели есть свои недостатки. Уплотнительная поверхность, размещённая в области затвора и корпуса, очень быстро изнашивается. А из-за конструкционных особенностей изделия могут возникнуть определённые сложности в проведении ремонтных работ. К тому же, она требует частой замены.

Чугунные задвижки уязвимы к механическим ударам, вибрациям. Чтобы их открыть/закрыть, потребуется прикладывать большие физические усилия для осуществления поворота штурвала. При этом всегда есть риск, что запорный элемент в любой момент заклинит. Из-за своей большой строительной высоты, при монтаже придётся привлекать дополнительную технику. Это вызывает определённые неудобства.

Помимо этого данный тип имеет небольшую область применения. Он не предназначен для магистралей, которые проводят кристаллизирующиеся вещества.

Стальные задвижки

Из стали производятся многие базовые виды и модификации затворной арматуры. В качестве сырья используются высокопрочные марки и сплавы: нержавеющая, легированная, углеродистая. Функцию затворного элемента выполняет клин, который бывает одинарным или двухдисковым. Крепится с помощью фланцевого, сварного метода.

Стальная арматура может открывать/закрывать поток жидких, газообразных веществ. Она не используется в трубопроводах, где есть потребность в частичном перекрытии содержимого магистрали. Главная функция: перекрыть поток для осуществления профилактических, ремонтных работ или при аварийных ситуациях.

Основная сфера применения – это трубопровод, который подключён на таких объектах:

  • химическое производство;

  • нефтеперерабатывающие предприятия;

  • машиностроение;

  • водоснабжение;

  • канализации;

  • теплоснабжение;

  • объекты энергетики.

Установка выдерживает высокое рабочее давление – до 250 кгс/см2 или 25 МПа. Устройство устойчиво к значительным колебаниям температур – от -40° до 560°С. Корпус и комплектующие не вступают в реакцию с агрессивными веществами. Часто применяется на предприятиях, которые занимаются транспортировкой углеводорода, газов, токсичных, взрывоопасных веществ.

Преимущества стальных задвижек

В зависимости от используемой марки стали, для оборудования характерны разные показатели устойчивости к отрицательным температурам, жаропрочности, жаростойкости.

Арматура обладает следующими преимуществами:

  1. Высокая прочность.

  2. Широкий диапазон температур рабочей среды – до +560°С.

  3. Хорошая стойкость к гидроударам.

  4. Относительно малый вес в сравнении с чугунными моделями.

  5. Может транспортировать любые виды веществ, газов.

  6. Выдерживает высокие динамические нагрузки.

Готовые изделия отличаются ровным покрытием с зеркальным эффектом. На нём отсутствуют зацепы, выбоины, трещины, бугорки, прочие дефекты.

Недостатки стальных задвижек

Из основных недостатков стоит выделить большую высоту прибора, с которого выдвигается шпиндель. Стальные задвижки обладают меньшей стойкостью к коррозии, чем чугунные. Они имеют слабый отклик, если их монтировать в качестве регулировочного механизма. Чтобы получить требуемую скорость потока, необходимо своевременно переключить клин.

Какие задвижки лучше

Перед приобретением арматуры нужно знать, как отличить стальную задвижку от чугунной. У стальных изделий, как правило, весь корпус, включая крышку, окрашен в оттенки серого цвета. Отличительный окрас покрытия запорной арматуры, сделанной из чугуна, – чёрный (30ч6бр, 30ч906бр), синий или красный (30ч39р, 30ч939р).

Так, какая задвижка лучше чугунная или стальная? Для начала следует провести сравнительный анализ основных технических характеристик запорных изделий:

Технические характеристики

 
Стальная Чугунная
Рабочая среда
  • вода: холодная, горячая, морская;

  • пар;

  • нефть и её производные;

  • углеводород;

  • природный газ;

  • токсичные, взрывоопасные вещества.

  • вода: холодная, горячая;

  • пар для отопления.

Сфера применения

химическое производство,

нефтеперерабатывающие предприятия,

машиностроение,

водоснабжение,

канализации,

теплоснабжение,

объекты энергетики.

теплосети, водоотведение, водоснабжение, пожаротушение.
Номинальное давление, Мпа 25 1,6
Температура содержимого
от -40° до 560°С
до +225°С
Способ присоединения фланцевый, сварной фланцевый
Класс герметичности
А
А, C, D.

Таблица 1. Сравнительный анализ чугунных и стальных задвижек.

Задвижки из чугуна обладают большей стойкостью к коррозии, чем оборудование, выполненное из стали. По этой причине они используются в трубопроводах, которые транспортируют воду. Сфера применения стальных систем намного шире. Для каждой модели предопределены свои области применения, в которых они с успехом справляются со всеми поставленными задачами.

Рекомендуемые товары

ЗАДВИЖКА КЛИНОВАЯ ФЛАНЦЕВАЯ С ОБРЕЗИНЕННЫМ КЛИНОМ И НЕВЫДВИЖНЫМ ШПИНДЕЛЕМ 30Ч39Р LGV DN50 Задвижка чугунная фланцевая с обрезиненным клином 30ч39р IDRA GQ PN10/16 DN50
6956 руб.
Задвижка чугунная фланцевая с обрезиненным клином 30ч39р IDRA CH PN10/16 DN100
7326 руб.
Задвижка чугунная фланцевая с обрезиненным клином 30ч39р IDRA CH PN10/16 DN150
11840 руб.
Задвижка клиновая фланцевая с обрезиненным клином и невыдвижным шпинделем 30ч39р LGV DN125
6660 руб.